воскресенье, 4 октября 2015 г.

воспоминания об СССР


Говорят, не в деньгах счастье. И верно: оно в вещах. Но когда их в магазинах много, почувствовать себя счастливым трудно. Опросы показывают: самые удовлетворенные люди живут в бедных странах, а не там, где полки ломятся от товаров. Вот и захотелось мне вспомнить, под впечатлением какого – то блога, товары последних двадцати лет, обладание которыми делало счастливым почти любого обитателя нашего отечества.


Видеомагнитофон


В советское время вторая жизнь, решительно отличающаяся от первой, могла быть у гражданина только во сне. Видеомагнитофон заменил людям сон в прямом смысле,  и не только невиданными до того картинами. На ночные просмотры в квартире порой собиралось больше народу, чем сегодня на сеанс в многозальном кинотеатре. Искатель справедливости Рэмбо быстро вытеснил из сознания граждан честного милиционера Анискина: пересматривать на видеомагнитофоне советскую «фантастику» станет модным только в середине 1990-х. Лет двадцать назад покупка видеомагнитофона была для московской семьи совершенно эпохальным событием, обычно ему сопутствовала смена замков на двери на более надежные.

Аппарат можно было обменять на другую мечту горожанина- автомобиль или на плохонькую, но дачу. По сокращенному «видик» столичный житель легко вычислял провинциала: в Москве говорили «видак».

Газовый баллончик

«Знание — сила» — это про него. Благодаря ему миллионы мужчин и женщин были уверены, что, сложись неблагополучная ситуация (а такие ситуации в начале 1990-х складывались как-то сами собой), баллончик защитит от недругов. Наиболее любопытные пользователи проверяли действие газа на бродячих собаках — но те, вопреки ожиданиям, не падали в судорогах на землю. Знающие люди объясняли: «На пьяных и животных газ не действует». Сознаваться, что деньги отданы спекулянтам зря (а на заре появления этих средств иных вариантов покупки и не было), никто не хотел. На самом деле надпись «содержит нервно-паралитический газ» (как и череп с костями на этикетке) никакого отношения к действительности не имела. Зато она жутко радовала милиционеров: напугав гражданина уголовной статьей об ответственности за хранение сильнодействующих отравляющих средств, можно было изъять у него баллончик для последующей реализации.



Часы Montana
 
«Патек Филипп» конца 1980-х. По их наличию на запястье можно было многое сказать о человеке. Например, что он в курсе модных тенденций и готов отдать недельную зарплату за вещь, цена которой, как впоследствии оказалось, немногим выше стоимости проезда на метро. И как японская электроника едва не погубила швейцарских часовщиков, так Montana, казалось, несет гибель отечественной часовой промышленности (она и впрямь погибла, но по иным причинам). Montana были не простыми электронными часами (простые, под оригинальным названием «Электроника», делали и в Минске) — в «Монтане» были мелодии. Советский человек, который краше часов с кукушкой ничего не видел и не слышал, не мог не стать рабом этой вещи.



Советские, электронные аналоги выглядели почти также. Но как написано выше: не умели «петь»

       
«Мальвины»


Долгое время джинсы в России были точным отражением рекламы по продвижению карт American Express: «либо они у вас есть, либо нет». Марка (если штаны не были пошиты по лекалам и из материалов Бобруйской фабрики рабочей одежды) значения не имела: слова «фирма» (с ударением на первом слоге) было достаточно для описания благородного происхождения штанов. Джинсы были лучшим подарком для подростка, а стирать их в машине считалось варварством: только ручная стирка — «иначе от них за три года ничего не останется!» В конце 1980-х страна узнала, что всем знакомый, но не всем доступный «левис», оказывается, надо называть «ливайс».


К более поздней истории относятся джинсы, правильное название которых теперь никто не вспомнит. Одни вошли в историю как «мальвины» (мешок таких штанов можно было купить в Польше, успешно реализовав на рынке чемодан утюгов, фотоаппаратов или гаечных ключей российского производства), другие — как «пирамиды» (отношение к Египту неизвестно, но пирамида на ярлычке имелась).

Двухкассетник

Когда на Западе начинают чинить помехи присоединению России к ВТО, упрекая нас в разгуле пиратства, пусть вспомнят, кто завалил нашу страну двухкассетниками. Или кроме копирования чужих фонограмм у этих аппаратов было какое-то иное назначение (например, одновременное прослушивание двух кассет)? Первые двухкассетники занимали в квартире самое почетное место. Наиболее рачительные хозяева закрывали дорогостоящую технику чехлом — чтобы не пылилась. Такая тенденция не получила характера эпидемии в отличие от другой привычки — запечатывать пульт дистанционного управления в полиэтиленовый пакетик. Правда, это относилось скорее к видеомагнитофонам.


Когда пульты появились у двухкассетников, те уже совершенно обесценились в общественном сознании, и владельцу двухкассетника никто больше не завидовал. Когда-то казалось, что такое возможно только при коммунизме: школьники 1980-х думали, что в идеальном обществе двухкассетники станут раздавать в магазинах бесплатно.


Polaroid


Наилучшим образом иллюстрирует мысль о том, что для производителей бытовой техники теория глобального заговора — не бред сумасшедшего, а основа существования: сегодня вы покупаете компьютер, а завтра узнаете, что новая операционная система его «в упор не видит». К тому моменту, как вы продублировали весь имевшийся «винил» на компакт-дисках, становится совершенно очевидно, что и CD уже пора готовить к отправке на помойку.  


Polaroid- что порошковый суп. У хозяйки еще не закипел бульон, а порошок давно превратился в пюре, съеден и проклят. Пока фотолюбитель расставляет ванночки с раствором (за что семья его тихо ненавидит), обладатель «Полароида» уже «расстрелял» несколько кассет и всех знакомых одарил неформатными фотографиями с нелепой цветопередачей. Наступление эры цифрового фото, повлекшее за собой банкротство компании Polaroid, можно считать воплощением вселенской справедливости. Валяющиеся без дела миллионы коробочек со стеклянным глазком отомщены.

«Сникерс»

В советское время шоколад не покупали, чтобы есть,- его покупали, чтобы дарить. Утолять шоколадом голод в СССР имели моральное право только полярники или летчики, сбитые над заснеженной тайгой. А потом появился он — ухоженный лесоруб с аккуратной бензопилой из рекламного ролика. Он всерьез уверял страну (где практически в каждой семье кто-нибудь да отработал на лесоповале), что, когда накатывает голод, «а до конца смены еще далеко», нужно съесть шоколадку- и можно пилить дальше. Сначала лесорубу никто не поверил.


Шоколадкине привычной формы и какого-то упоительно-нездешнего вкуса продолжали покупать, чтобы дарить детям и медсестрам. Но скоро из магазинов исчезли все продукты. До конца смены было еще несколько лет, и страна начала есть шоколад. Лакомство стало едой, а потом и закуской- к водке «Распутин» (который подмигивал одним глазом «вот так») или «русскому йогурту» — омерзительному напитку, расфасованному в дурно пахнущие пластиковые стаканчики с крышкой из фольги.

Плейер

Речь идет не об уже умирающих CD- и, уж конечно, не о флэш-плейерах, красе и гордости наших дней. Речь о самом настоящем кассетном плейере. В конце 1980-х шеи и груди представителей прогрессивной молодежи украсились этими волшебными устройствами. Представить себе, что магнитофон может стать немногим больше кассеты, которая в него запихивалась, было невозможно. А на Тверском бульваре уже стояли небольшими группками и слушали свою музыку они — счастливые обладатели плоских коробочек на тонких шнурках с парой миниатюрных наушников.


У советского человека впервые появилась личная музыка. Смотреть на очереди и автобусы становилось не так тоскливо, шаг приобретал ритмичность, жизнь получала новый, тайный смысл. И даже оказавшись в дружеской компании, можно было втайне услаждать свой слух Sex Pistols, пока из динамиков общего пользования лилась дискотека 80-х.

Плейер оказался тем вызовом Запада, который приняла отечественная промышленность. В начале 1990-х был создан кассетный стереомагнитофон-проигрыватель «Электроника». Но повесить эту коробку на шею не решился никто.


Сигареты Magna

В начале 1990-х годов, когда отчаянно шагнувшие в демократию граждане еще не знали слова «слоган», в России появилась первая реклама сигарет с незатейливым девизом «Magna — новая высота». Доля правды в этом утверждении, несомненно, была: по сравнению с «Явой» и «Стюардессой» ярко-красная пачка сигарет с серебристо-синей надписью латиницей действительно выглядела пришельцем с другой планеты. Те, кому не хватало денег, чтобы купить целую пачку «настоящих американских» сигарет, могли воспользоваться гениальным изобретением отечественных палаточников и приобрести «Магну» поштучно.


Со временем выяснилось, что и у заграничных сигарет есть недостатки. В частности, их нужно было курить, что называется, не отвлекаясь — в противном случае сигарета сгорала дотла за пару минут. Отечественные сигареты, как кубинские сигары, без «подсоса» затухали. К тому же «народным телеграфом» понеслась новость: в Magna якобы содержится бром, и сигареты негативно влияют на потенцию. Однако нет сомнений: сплетни распускали те, у кого денег было только на «Ту-134», и то в первые три дня после зарплаты.

Спирт Royal

«Королевские» бутылки с красно-белыми этикетками появились в московских магазинах и палатках весной 1992 года. 96-процентный «фейнспирит прима» немедленно превратился в едва ли не самый главный народный напиток. Его потребляли в подъездах и на дискотеках, за праздничными и конторскими столами, на свадьбах и похоронах.


Коктейльная карта на основе «Рояля» — отдельная история. Спирт можно было пить чистым, разбавленным водой или «Инвайтом». Залейте «Роялем» кофейные зерна — и получите крепкий бодрящий ликер. Вымочите в нем бруснику или клюкву — и готова праздничная настойка. Популярность «Рояля» объяснялась весьма прозаично: двухлитровая бутылка спирта стоила в 1992 году 60-70 руб. А «ноль-пять» водки — 40-50 руб., причем ее еще нужно было суметь достать. Благодаря «Роялю» несколько обогатился русский язык. Слово «паленый» в значении «суррогатный» появилось именно в ту пору: когда Royal стали разливать в подвалах, в газетах появились многочисленные статьи о том, как отличить настоящий спирт от поддельного.


«Королевские» бутылки с красно-белыми этикетками появились в московских магазинах и палатках весной 1992 года. 96-процентный «фейнспирит прима» немедленно превратился в едва ли не самый главный народный напиток. Его потребляли в подъездах и на дискотеках, за праздничными и конторскими столами, на свадьбах и похоронах.

Коктейльная карта на основе «Рояля» — отдельная история. Спирт можно было пить чистым, разбавленным водой или «Инвайтом». Залейте «Роялем» кофейные зерна — и получите крепкий бодрящий ликер. Вымочите в нем бруснику или клюкву — и готова праздничная настойка. Популярность «Рояля» объяснялась весьма прозаично: двухлитровая бутылка спирта стоила в 1992 году 60-70 руб. А «ноль-пять» водки — 40-50 руб., причем ее еще нужно было суметь достать. Благодаря «Роялю» несколько обогатился русский язык. Слово «паленый» в значении «суррогатный» появилось именно в ту пору: когда Royal стали разливать в подвалах, в газетах появились многочисленные статьи о том, как отличить настоящий спирт от поддельного.


Косметика Lancome

Помните фильм «Служебный роман», вернее, его начало, где сотрудницы Министерства легкой промышленности приводят себя в порядок: красят в одинаковый цвет губы и одинаковой тушью удлиняют ресницы? В советские времена особенно огорчала тушь.



Отечественный брасматик- трубочку с жидкой тушью, в которую вкручивается специальной формы кисточка (сегодня вся тушь такая),- можно было купить, только если очень повезет, причем качество косметики оставляло желать лучшего. Гораздо выразительнее получались глаза с помощью туши «Ленинградская». В твердую субстанцию прямоугольной формы надо было — внимание! — плюнуть (ну, может, кто-нибудь и воду капал), затем это место потереть прилагавшейся щеточкой и тем, что на ней образовалось, накрасить глаза. Наши женщины овладели этой техникой в совершенстве. Импортную тушь по бешеной цене можно было достать у фарцовщиков. А развернулись наши дамы в конце 1980-х, когда на рынок хлынул поток французской косметики Lancome. Тут тебе и тушь, и пудра, и тональный крем — рисуй не хочу. Несмотря на то что купить «красоту» можно было попрежнему только у спекулянтов, да и качества она была явно не выше польского, женщины массово преобразились.

Дольчики — чертовски хороши.

Это сейчас поисковик в интернете спросит вас: может, вы имели в виду «дольщики»? А в годы заката СССР это слово имело 100-процентную узнаваемость: самая известная марка лосин! Плотные непрозрачные колготки без пятки носили все девушки, от школьниц до дам, которых девушками называли только из чувства исторической справедливости. Дольчики-лосины, как правило, надевали под мини-юбку или купальник — для занятий входящей в моду аэробикой.

Мода на лосины была поголовно - тоталитарной. Правда, демократические веяния ощущались в раскраске дольчиков: иногда- серо-буро-малиновой, высший шик — в крупную полоску. Окраска, заметит любой биолог, была предостерегающая — свидетельствовала то ли о том, что советской женщине надоело многолетнее амплуа «товарища по партии», то ли вообще о грядущем конце империи. Сейчас в интернете кроме воспоминаний о рекламном слогане («дольчики: чертовски хороши»), не менее ярком, чем сами лосины, можно найти проект их возрождения, выдвинутый одной из отечественных модельеров. Она отрезала кусочек от маминых дольчиков, найденных в шкафу, и запатентовала новый стильный чехол для мобильного телефона.

Zuko, Yuppi, Invite

«Просто добавь воды». Дорвавшиеся до сладкого школьники часто не делали даже этого, жуя порошок всухомятку, отчего рот окрашивался в фиолетовый или ядовито-желтый цвет. Взрослые тем временем запивали растворенным в воде порошком разведенный спирт Royal. В газетах появились прообразы потребительских расследований: журналисты при помощи сотрудников химлабораторий выясняли, что любимые страной соки «вовсе не натуральные» (кто бы мог подумать!). К концу 1990-х народ наконец это осознал и притом распробовал заполонившие рынок менее ядовитые прохладительные напитки. Порошки ушли в историю. Однако она сохранила имя только отца «Инвайта» — после него бизнесмен Сергей Выходцев придумал еще ряд растворимых продуктов, в частности кашу «Быстров».


Funai

Технику под этим брэндом — от телевизора до кондиционера — можно купить в Москве и сейчас. Но кто ее покупает! А в начале-середине 1990-х третьеразрядная японская марка доминировала. Более того, именно благодаря Funai более или менее качественные японские видео- и аудиомагнитофоны из предметов роскоши превратились в товары массового спроса. Недорогая корейская техника, как и китайские подделки под громкие японские имена вроде Pawasonik или Sani, рванули на рынок позже. А на настоящие Panasonic и Sony во времена господства Funai денег у народа не было.


Фантики и вкладыши


Удивительным образом появлявшиеся у детей обертки и вкладыши от жевачек
превратились в предмет фетиша. Причем обычным коллекционированием не
ограничилось. Параллельно с коллекционированием вошла в моду игра на
вкладыши. Шлепком ладони по вкладышу нужно было перевернуть его
обратной стороной. На удивление, эта игра была возведена в ранг
азартных, игроков в школах ловили, отбирали коллекционные материалы и
строго наказывали вплоть до вызова в школу родителей.

http://vsyako-razno.ru/6561-vkladishi-i-fantiki-ot-zhvachek-11-foto.html  - вкладыши и фантики от жвачек
http://90ie.ru/05/igra-na-fantiki/ - игра на фантики


Игра «Монополия».

Достать такую игру было почти не реально. Мне привезли ее из Югославии.
В силу незнания сербского, мы придумали свои правила, которые, как я
подозреваю, имели мало общего с исходными. А настоящие правила нам
объяснить было некому. И, тем не менее, игра «монополия» была
удивительно увлекательной и азартной (в самом лучшем смысле слова).


Не поверите: но кто не мог себе позволить родителей уговорить купить себе подобное «экономическое чудо», просто создавал ее сам. Да – да, именно так! На раскладке двух листов в клеточку, цветными карандашами и ручками рисовалась эта предшевственница современных стратегий. Сам, даже, рисовал их некоторое время. На хороший рисунок уходило от нескольких часов до нескольких дней.

Электронные игры Зеленоградского завода.



Сейчас трудно кого-либо удивить портативной игровой приставкой. А вот
тогда это было пределом мечтаний. И никого не смущало, что играть
приходилось всего в одну игру на маленьком монохромном дисплее (иллюзию
цвета создавали, нанося рисунки поверх дисплей). Игра стоила 25 рублей,
что соответствовало стоимости некоторых моделей велосипедов.

Первоначально это была «Ну, погоди», потом появились «Веселый пекарь»,
«Тайны океана» и другие. Ходил слух, что при наборе тысячи очков
устройство показывает мультик. Судя по всему, миф имел в своей основе
представление о том, что набрать такое количество очков просто
невозможно. Лично меня постигло разочарование, когда после набора такой
цифры, я никакого мультика не увидел.

Велосипеды.


Персональное транспортное средство всегда было мечтой мальчишек,
независимо от эпохи. В моем детстве основными моделями были «Орленок»
(наиболее демократичный по цене, с горизонтальной рамой, на которой
можно было возить второго пассажира), «Салют» (считавшийся рекордсменом
по скорости из-за размера колес), и уступавший ему по скорости, но
выигрывавший по проходимости и маневренности «Кама». Из детских моделей
я бы отметил «Дружок» и «Бабочка» — к ним приделывалась дополнительная
пара колес, помогавшая держать равновесие. Стандартным тюнингом дл
велосипеда были дополнительные катафоты и трещалки, устанавливавшиеся
на колеса для придания дополнительного шумового эффекта.


http://velostrana.livejournal.com/15526.html - обзор советских велосипедов
http://velomasterclass.ru/sovetskie-velosipedy-dlya-detej/ - советские велосипеды для детей
http://photo.qip.ru/users/sickfinga/151048556/?mode=large&sort=date&page=2 – альбом «советские велосипеды и мопеды.»

Настольный хоккей.

При всем кричащем примитивизме этой игры, она была одной из самых
популярных и востребованных. Подразделялась на хоккей с плоскими
металлическими игроками (они были выполнены в виде персонажей
известного мультика «Шайбу, шайбу!» и более современную – с
пластиковыми, объемными игроками. Мы с моими одноклассниками даже
проводили целые турниры. Победить должна была, конечно, сборная СССР.


…ну и к примеру хотелось – бы еще о современной такой игре упомянуть. Принцип действия тот – же, ничего не изменилось за несколько десятков лет. Вот только раскраска упаковки и самой игры – конечно же намного красочней.

Настольный хоккей STIGA Stanley Cup ("Хоккей-НХЛ")
 
Прекрасное развлечение для всей семьи. Каждый хоккеист имеет свой номер на спине. Подвижный хоккеист атакует из-за ворот, а нападающий легко передвигается со своей половины игрового поля на половину противника. Данная модель имеет ручную раскраску хоккеистов. Символика и команды канадского первенства Кубок Стэнли. Белые и красные азартно атакуют!

Магнитофон «Электроника 302»

Главный музыкальный фетиш моего поколения. Удивительно живучий,
устойчивый к разрушению от частых падений, простой как автомат ППШ, он
всегда был главным участников всех компаний и тусовок. При его помощи
можно было вполне организовать компактную дискотеку. Магнитофон
ставился на пол, а желавшие потанцевать становились кругом вокруг него.
Основным критерием качества записи являлась ее громкость. Зачастую
запись производилась напрямую – из динамика одного магнитофона в
микрофон другого. Главной технологической проблемой интерфейса этого
устройства являлась нефиксировавшаяся кнопки перемотки. Для решения
этой проблемы применялась отвертка, которой и фиксировалась кнопка.


Самым ценным являлись крайне дефицитные батарейки, которые (при наличии
специального «батареечного» блока питания) давали возможность делать
устройство мобильным. Магнитофон отлично лежал в согнутой в локте руке.
Особым шиком были прогулки компании с включенным магнитофоном.


http://www.rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?t=245 – очень большая коллекция приемников и магнитофонов
http://www.rw6ase.narod.ru/ - отечественная радиотехника

Пинг-понг


Дефицитом было все, что необходимо для этой игры. Ракетки, мячики,
столы, сетка. Самая доступная ракетка – «сухарь». Самая почетная –
«Мягкая» (ею можно было «крутить», а ее качество проверяли, проводя
плоскостью по волосам). Модным было расписывать поверхность «мягкой»
ракетки названиями любимых музыкальных групп. Самые простые шарики –
отечественные, «деревянные». Самые прогрессивные – китайские.

Аудиокассеты


Поначалу представляли собой страшный дефицит, при том, что цена за одну
кассету была 10 рублей. Кассеты делились на отечественные и импортные,
и по времени звучания – 30 минут, 90 и 120 (последние были самые
капризные – в них пленка была тонкая и скоропортящаяся от частого
прослушивания). Потом в большом количестве начали плодиться палатки,
где можно было купить кассету с записью. Можно было так же сдать свою
кассету, чтобы тебе на нее записали нужного исполнителя (списки
исполнителей с альбомами вывешивались на стене палатки). 

Был, правда, риск, что из сданной тобой приличной кассеты Denon вынут лентопротяжный механизм с пленкой и взамен запихнут ленту из отечественной кассеты.

Потом появились польские кассеты с записью, отличительной чертой
которых было оформление «под родную». Полиграфия, которой наносилась
картинка с официальной кассеты, была ужасной, однако это было круто.
Если поблизости не было розетки для магнитофона, то перемотка кассеты
осуществлялась при помощи карандаша – на него идеально надевалось
отверстие лентопротяжного механизма. Это позволяло экономить крайне
дефицитные батарейки в магнитофоне.

Еще раз о «ВИДЕО»

Возможность зарядить в магнитофон кассету с фильмом, который ты хочешь
посмотреть в данный момент, волновала умы всех. То есть теперь ты был
независим от официальных медиа-ресурсов, не нужно было ждать, когда они
покажут тебе то, что ты хочешь смотреть именно сейчас. 


Не говоря уже о том, что большую часть видеофильмов дождаться по телевизору было
практически невозможно. Пожалуй, это был самый сильный удар по официальным средствам массовой информации. Фактически, само устройство запретить не могли. 

Могли придраться только к фильмам, которые на нем просматривались. Любимой тактикой борьбы милиции с просмотром запрещенной кинопродукции было неожиданное выключение электричества к подъезде (достать кассету их видеомагнитофона без тока было невозможно). 


После этого борцы за нравственность вламывались в квартиру
и производили изъятие кассеты. И горе было владельцам устройства, если
на этой кассете было что-то, включенное в список запретных фильмов. В
более позднее время начали организовываться «видеосалоны», в которых
можно было посмотреть западные фильмы – от 50 копеек до полутора рубля
за просмотр. Особым интересом пользовались фильмы «с элементами
эротики». Салон представлял собой комнатушку со стульями, стоявшими в
ряд, перед которыми стоял телевизор более менее приличной диагонали с
подключенным видеомагнитофоном.


http://rudolf-khb.livejournal.com/30306.html - экспозиция, посвященная истории
http://pulson.ru/nostalgiya/pervyiy-sovetskiy-videomagnitofon-elektronika-vm-12-6-foto.html - первый, советский видеомагнитофон

…ести и еще множество интересных аппаратов, но это уже тема для другого поста.

Пиво в банках


Вот это было реально круто. Осознание того, что нормальное пиво не
может храниться в жести, пришло позже. Сам факт поглощения пива из
жестяных банок – это был повод предаться иллюзиям о красивой жизни,
которую видел только на видео. Там все пили только из банок. И еще было
принято устраивать коллекции из жестяных банок из-под пива на кухне, на
специальной полочке.
Пепси – кола

Пепси-колу было вполне реально купить в магазине, хотя и стоила одна
значительно дороже отечественного лимонада – 45 копеек за Пепси против
18 копеек за такую же, к примеру, Померанцевую Флору. А вот бутылки с
кока-колой попадались намного реже, и потому ценились намного выше.
Находились люди, которые на полном серьезе заявляли, что чувствуют
вкусовую разницу между этими напитками.


http://legko.be/posmotretj-interesnoe/kreativy/istorija-reklamy-koka-koly-i-pepsi-v-kartinkakh-14-posterov.html - история рекламмы ПЕПСИ-КОЛЫ и КОКА-КОЛЫ на постерах
скейтборд

Их привозили в качестве дорогого подарка откуда-то из Прибалтики.
Кататься на них мало кто умел, но иметь «скейт» было мечтой любого
мальчишки. От современного он отличался так же, как «Жигули» отличаются
от «Мерседеса». Увековечен в культовой картине «Курьер» Карена
Шахназарова. Именно на таком там катаются Иван с Базиным.

А были еще и советские скейтборды, это для тех, у кого не было знакомых или родных в прибалтике. И назывался этот скейтборд: «ВИРАЖ». Тяжелая была штука. Может и не такая управляемая, как современный скейт, но прочная до ужаса. У меня тоже такая была. Ох и много раз я шишки набивал. Но с горем по полам все – же научился немного кататься. 

Эта штука до сих пор у меня есть. В своем первозданном виде. Мне сейчас уже за 30, так что это свидетельствцет о ее качестве. Факт.

http://sumy-sk8.livejournal.com/11846.html - история скейтбординга в советском союзе
http://vk.com/virage_skates - в контакте


Компьютер Микроша

Человеку, родившемуся после 2000 года, будет очень сложно доказать, что
игры в компьютер можно загружать посредством магнитофонных кассет.
Честно говоря, для меня до сих пор загадка, как эта скрипяще-визжащая
какофония из динамика магнитофона превращалась в примитивную (по
нынешним понятиям) компьютерную игру на монохромном телевизоре, который
служил монитором. За возможность поиграть в такие примитивы в
специальных «компьютерных центрах» платились немалые деньги. 



…а вот на таких аппаратах, и тому похожих, еще в школе мы изучали информатику, и играли в компьютерные игры.



.....продолжение, как - нибудь напишу! А пока: несколько ссылок.

http://20th.su/ - электронный музей «20й век». Назад в СССР