четверг, 4 июня 2015 г.

СССР - Знак качества.



Дизайн, который мы должны знать, и которым можем гордиться, – так позиционируют кураторы новую выставку в Петербурге. Название «Знак качества» красноречивее всего говорит о содержании экспозиции. Здесь представлена история страны в лучших образцах достижений советского дизайна, авторами которых были такие мэтры, как Татлин, Малевич, Мухина.

Ностальгия по прошлому – самая неизлечимая форма ностальгии. Тоску по родине можно прогнать, вернувшись в отеческий дом, А вот жизнь – как поется в песне – невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь. Хотя именно это – остановить время, хотя бы на пространстве в 200 квадратных метров, решили организаторы выставки.


Лично мне выставка понравилась. Рассматривая экспонаты я постоянно ловил себя на мысли, что я помню эти вещи в своем детстве.

 
К примеру, я помню такую же педальную машинку у друга на даче, я ему тогда жутко завидовал.


А это произведение Веры Мухиной. Ее детище – граненый стакан – самый массовый объект советского быта. Их хватит, чтобы отметить праздник целым трудовым коллективом. И это тоже объяснение того факта, почему предметы повседневной жизни, замысленные дизайнерами как нечто эстетическое, превращались в свою полную противоположность. А ведь был еще и дефицит сырья, и требования удешевить массовый образец любой ценой, и приоритет количества над качеством.

«Мы хотим, чтобы люди поняли, что, несмотря на очень тяжелые условия работы, эти люди не благодаря, а часто вопреки системе, создавали удивительные вещи», – говорит организатор выставки Ирина Журавлева.
 
Простая игра «Морской бой», но даже силуэты кораблей проходили контроль военных специалистов. Они не должны были быть похожими на советские. В промышленности создавались целые дизайнерские концепции. Троллейбусы должны были гармонировать с автомобилями, а автомобили с будильниками.

Именно поэтому, например, пылесос мог быть похожим на искусственный спутник, а спутник на пылесос.


В 50-е годы в официальных советских документах никаких дизайнеров не было. Были специалисты по техническому и эстетическому конструированию. А когда слово появилось, в конце восьмидесятых, то сам самобытный советский дизайн потонул в волнах импортного ширпотреба. И теперь нужно спасать хотя бы память о нем.

У моей бабушке на даче до сих пор лежит переносной патефон наподобие этого, только еще старше.
 
А синий пылесос (только зеленый) я собственноручно выкинул год назад, т.к. бабушка продолжала упрямо пылесосить им, а не новым, моющим пылесосом.

 Вот и все. Собственно, все экспонаты представленные на выставке Вы уже посмотрели.