понедельник, 8 июня 2015 г.

Советский тяжелый танк прорыва ИС-2. История создания.



Созданный танк развивал неплохую скорость – 51,7 км/ч и имел более плавный ход за счет новой подвески. Многочисленные испытания машины выявили в ней массу недоработок и дефектов, которые конструкторы не смогли устранить во время. К сожалению, этот танк так и не вышел из разряда опытных машины. 

Танк ИС-1 стал прямым потомком танка КВ-13. От него взяли корпус и подвеску. Многие механизмы и узлы были спроектированы заново, в том числе и башня танка. Заново сделали и систему охлаждения. Ходовая часть танка представляла собой пятикатковую схему на один борт из них шестое колесо было занято шестым опорным катком, который был посажен на кронштейн устройства натяжения. Гусеницы взяли от танка КВ, но была несколько облегчена.
Советский тяжелый танк прорыва ИС-2. История создания. Описание конструкции.

В башню вновь созданного танка была установлена 76-мм пушка ЗИС-5ИС (при желании пушку можно было заменить на орудие Ф-34 или Ф-34М). Позже на танки ИС-2 устанавливали 122-мм гаубицы У-11. 

Вскоре последовали полигонные испытания новых танков. После тестов, танки были признаны, в целом, удачными. 

В апреле 1942 года коллектив Челябинского Кировского завода написали письмо-рапорт, в котором указывают, что они приняли решение дать имя новому тяжелому танку – имя Великого Вождя – товарища Иосифа Сталина. Коллектив завода имел ввиду именно танк КВ-13, тем не менее имя «ИС» получили поздние разработки этого завода. 

В конце февраля 1943 года в Ставке было созвано экстренное совещание наркомов СССР и членов ГКО. Темой совещания стало появление на театре военных действия новейшего тяжелого немецкого танка Тигра. Совещание вел нач. артиллерии Воронов, в конце его он заявил, что у СССР нет пушек, чтобы эффективно противостоять новейшим немецким танкам. Через несколько дней Сталин позвонил на Челябинский завод в КБ Грабину с вопросом, за какое время можно было бы организовать выпуск 107-мм пушки ЗИС-6. По словам Грабина, производство можно было организовать за 2-3 недели. 

В начале апреля Челябинский Кировский завод получил задание на проектирование и создание двух новых тяжелых танков прорыва. По условиям задания новые танки должны были: вооружение танка -85-мм пушка(башенный погон диаметром не менее 1700 мм) и 107-мм пушкой (башенный погон не менее 1850 мм). 

Вновь созданные танки прорыва не предназначались для противодействия немецким тяжелым танкам и САУ, они являлись именно танками прорыва, для этих машин самым главным была толстая броня. Как потом выяснилось, только танки ИС имели мощную артсистему, которая эффективно противостояла немецким "Пантерам" и "Тиграм"

После взвешиваний всех «ЗА» и «Против» были утверждены на производство: танк ИС-3 (образец №3) с 85-мм пушкой и ИС-4 (образец №4) со 107-мм пушкой. Все эти машины планировали создать (естественно в большой спешке) к летнему наступлению. Во время постановки на производственную линию постоянно возникали трудности (отсутствие необходимых станков, отсутствие необходимых снарядов и.т.д.). После продолжительного поиска необходимого орудия, на ИС-1 была установлена 85-мм пушка Д-5Т-85, а на танк ИС-2 установили 85-мм пушку С-31. 

Посчитав, что неуместно будет выпускать новейший танк на поле боя с именем Вождя, танк обозначили как «ИС-85».

В июле 1943 года планировалось поставить первую партию в количестве 20 штук на боевые испытания. Но по различным причинам поставка первых фронтовых танков отложилась. В итоге, в летней наступательной кампании танки ИС не участвовали, виной тому были дорогие и сложные пушки. План по выпуску танков ИС на 1943 год был сорван. В итоге, нарком танковой промышленности Малышев предложил промежуточный вариант – пустить в производство танк КВ-85 с башней ИС-85,так как армии срочно требовался танк, способный противостоять «Тиграм» и «Пантерам».

В конце июля 1943 года в столицу были доставлены образцы новых танков и САУ: КВ-85, ИС-85 и ИСУ-152. 8 августа в смотре новой техники участвовали: Сталин, Берия, Молотов, Ворошилов, Малышев. После осмотра всех образцов машин, Сталин задал несколько вопросов и поздравил наркома танковой промышленности с новым достижением. 4 сентября 1943 года тяжелые танки ИС-85 и КВ-85, а также самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 были приняты на вооружение армии. 

Не смотря на то, что официально было продекларировано начало серийного производства, танки ИС в начале осени 1943 года все еще не пошли в бой. На производстве танков было громадное количество трудностей производственно-технического характера. Все же первые танки были поставлены в армию в середине ноября 1943 года. Первые боевые столкновения с вражескими танками показали, что танки не могли вести эффективный огонь на поражение с дальних дистанций. Танки ИС легко уничтожались противотанковой артиллерией противника. Немецкие зенитные 88-мм пушки могли уничтожать новые русские танки с расстоянии до 2000 метров и более. После неудачных боев сразу же приняли решение перевооружить танки ИС более мощными пушками. 

Вооружить новые танки более мощными 122-мм пушками предложил сам Котин. После Курской битвы Жозеф Котин изучил все орудия, которые могли поражать немецкие тяжелые танки и САУ и пришел к выводу, что 122-мм корпусная пушка А-19 легко расправлялась с немецкими монстрами. Было принято решение установить эту пушку в башню танка ИС. Хотя, были и большие минусы этого решения, например: при установке этой пушки в башню танка, она требовала установки на нее дульного тормоза, а дульный тормоз в свою очередь сильно демаскировал позицию танка, да и пехота не могла вести огонь с брони танка, если он ведет огонь. Но времени на разработку другой артсистемы не было. Пришлось установить А-19 (или Д-2 танковая). 

После проведения полевых испытаний новой пушки результаты оказались удовлетворительными. Стрельбы из пушки Д-2 велась по танку «Тигр». После выстрела 122-мм тупоголовый снаряд пробил лобовую часть немецкого танка, прошел через весь корпус танка, вырвал кусок задней стенки и отбросил ее на несколько метров. Теперь танки с 122-мм орудиями могли бороться с любыми вражескими танками на дистанции 1700 метров и более. Да и немецкое качество собираемых танков резко ухудшилось к концу войны.

В декабре 1943 года танк ИС-122 запустили в серийное производство на ЧКЗ. До конца декабря 1943 года ЧКЗ изготовил 67 танков ИС-85, 35шт. ИС-122. Во время выпуска танков ИС эксперименты с другими артсистемами не прекращались. 

Весной 1944 года танки ИС-85 переименовали в ИС-1, а танки ИС-122 в ИС-2.

Наряду с преимуществами огневой мощи, существовали большие минусы бронировании танка ИС. В целом, бронестойкость лобовой части корпуса танка ИС была недостаточной, чтобы эффективно противодействовать бронебойным снарядам немецких пушек танков «Тигр» и «Пантера». Было проведено исследование, результатом которого стал вывод: для эффективного противостояния немецким 75-мм и 88-мм бронебойным снарядам необходима броня не менее 145-150 мм. 

Плюс ко всему этому, хромало качество броневого литья советских заводов. Для увеличения стойкости металла, советские конструкторы предложили закаливать броню на очень высокую твердость. По идее, броня танка должна была стать крепче на 15-20 %, но в итоге, она стала хрупче, особенно в районе сварных швов. При пробном обстреле пушкой ЗИС-3 бронебойные снаряды не проникали внутрь корпуса, но образовывали множество вторичных осколков. Этим фактом объяснялись большие потери первых серий танков ИС. Для радикального улучшения сопротивления корпуса танка ИС конструкторы рекомендовали несколько изменить конструкцию и форму носовой части танка, при этом, исключить седлообразное углубление корпуса. В итоге, танк получил спрямленный нос, а броня осталась на уровне 120-100 мм. 

В результате изменений корпуса, танк стал более прочным и более простым в изготовлении. Что касается нижней части корпуса, то имелись случаи пробития ее из противотанковых немецких пушек, что привело к установке на нее запасных траков. В процессе изготовления танка, башня его также изменялась. Весной 1944 года была разработана специальная башня. В ней исключили кормовой пулемет а лоб башни заузили. Это решение положительно сказалось на стойкости башни к бронебойным снарядам. Но после испытаний башня оказалась недостаточно надежной.


Результаты увеличения стойкости брони к снарядам привели к созданию на Челябинском тракторном заводе и заводе 100 в 1944 году танков: «Кировец 1» (будущий ИС-3) и «Объект 701» (будущий ИС-4). Для того, чтобы поставить эти танки на массовое производство, нужно было перестроить все производство (что было недопустимо, так как могло отразиться на выпуске тяжелых танков) на ЧКЗ. Поэтому, конструкторское бюро завода №100, приняло решение принять на производство промежуточный танк ИС-2. Танк этот сохранил все основные черты предыдущих танков, но он получил совершенно новую носовую часть корпуса. Она сваривалась из двух листов катанной брони (толщина 100 и 120 мм) соединенных в шип и под большими углами. Также, на танк установили полусферическую башню танка «Кировец-1» (ИС-3).

Танк ИС-2 имел литые: башню; лобовую деталь и подбашенную часть корпуса. Попасть в танк в отделение управления можно было только через люки башни. Прибор наблюдения механика водителя находился в лобовой части корпуса, там монтировалась смотровая щель со стеклоблоком в выдвижном люке-пробке. В днище танка имелся десантный люк. В башне танка была установлена пушка Д-5Т и три пулемета ДТ. При ведении огня при прицеливании применялся телескопический прицел 10Т-15 и перископ ПТ-4-15. На танке, также, находились перископы МК-IV для ведения наблюдения за местностью. В танке размещался боекомплект из 59 снарядов и 2520 патронов к пулеметам. В корме танка был установлен дизельный двигатель В-2ИС (В-2-10). На танке была установлена радиостанция 10-РК и переговорное устройство ТПУ-4бисФ. В 1944 году танку ИС изменили лобовую часть корпуса, а люк-пробка механика-водителя заменили щелью со стеклоблоком. Абразуру пушки немного расширили и изменили ее бронировку. На пушку был установлен электромеханический спусковой механизм улучшенного образца и новый клиновой полуавтоматический затвор.