вторник, 19 мая 2015 г.

...о кастом велосипедах

В отступлении к вышесказанному и, да бы немного отвлечься, я решил выложить эту интересную статью. Которую случайно нарыл в закромах интернета. Искал конечно нечто другое, но, и это привлекло мое внимание. Тоже об интересных людях, увлеченных не менее интересным делом. Созданием кастом – велосипедов. И, я думаю у них есть чему поучится. Формы этих двухколесных аппаратов могут послужить кому – то поводом для создания яркой идеи в моддинге. Ну что-ж: читаем…


История кастом байков

Мы знаем множество различных стилей катания на велосипедах. Все уже слышали о BMX, Flatland, Fixed-gear, пин-микс и прочее. Эти некогда экзотические стили катания на велосипеде больше нас не удивляют.

Не удивляют и даунхильные двухподвесы, простецкие BMX, карбоновые трековики… Но есть велосипеды, которые не просто собраны в одном экземпляре, но и вызывающие большой восторг! Они уникальны, как и их собратья- автомобильные kustom-rod, hot-rod. Итак вело-кастом, или кастомайзанг.


Термин кастом (kustom – англ. изготовленный, сделанный на заказ) пришел к нам из авто промышленности. Все помнят золотые 60-е, Америку, и рассвет ее автопрома. Каждый год выпускалась новая модель, а аэростиль достиг своего апогея. Машина, которой было два года считалась полным анахронизмом. Появились маскл-кары и «маленькие» пони-кары. Мустанги, Камаро…эти милые сердцу и глазу автомобили еще долго будут будоражить наши умы.
Но в какой-то момент даже это все стало обычным. Ведь многие хотели выделиться. Они начали кастомизировать свои «тачки», добавлять мощности и менять внешний вид.
Байкеры не могли оставаться в стороне движения.

Среди кастом-байков принято выделять три основных вида велосипедов: круизер, чоппер и лоурайдер.


Интересно, что слово custom считается общепринятым, «попсовым», и потому многие маргиналы и мастера говорят Kustom, через K. Это обьясняется тем, что термин Custom больше подходит к изменениям, запущенным на конвейер. А Kustom – польше подходит под понятие "тюнинг", индивидуальнаю работу.

Кастом-байки – это кульминация искусства велостроения как идеологии. По сути, это городские велосипеды нестандартных форм и модификаций, которые были созданы именно для создания определенного визуального впечатления. Эти велосипеды поражают и вдохновляют. Они созданы для того, чтобы выделяться среди других. Кастомы приковывают взгляды случайных прохожих, а у байкеров появляется непередаваемое чувство гордости за себя и своего велика.

 
Оним из самых известных имен в велокастомайзинге есть имя Игнаса Швина. Он вместе со своим другом основал компанию по производству велосипедов «Amond, Schwinn & Со». В 1933 году, в то время, когда велосипедный бизнес переживает упадок, фирма выпускает первый круизер B-10E Motorbike, максимально напоминающий мотоцикл, и использует при производстве камерные покрышки и раму усиленной конструкции. Эта модель мгновенно приобретает сумасшедшую популярность, потому что открывает перед ее владельцами новые возможности и эмоции.


Уменьшение веса колеса за счет сужения велосипедной покрышки, изобретение дугообразной рамы (основной детали дизайна любого круизера), появление нового, более широкого руля – все это вывело фирму Игнаса Швина на мировой уровень, а его имя благодаря этим открытиям навсегда вошло в историю, как родителя всего круизер-движения. Новый всплеск круизер-движения пришелся на 80-90-е годы, когда наряду с единственным в Америке производителем этих велосипедов «Schwinn Auto Cусles» появляются фирмы «Dyno», «КНЕ Соmpany», «Nirve», «Kustom Kruiser» и «Aero-Fast» а также множество частных производителей.


В велокастоме чоппер – продукт любви и подражания мотокастомайзингу. Калифорнийские дети тоже хотели выглядеть круто, как их старшие братья. Для этого на свои велосипеды они устанавливали мотоциклетный руль “ape hanger” и сидение предназначенное для велосипедного поло … да, именно та игра в которую играет Принц Чарльз верхом на лошади.

Только круче. Сидение было длинное и поддерживалось спинкой очень напоминающей мотоциклетную. С такими модификациями, проведенными на заднем дворе, велосипед приобретал очертания мотокастома и мог носить гордое название – чоппер. Такая кастомизация стала настолько популярна на западном побережье, что Эл Фриц (Al Fritz), дизайнер, в то время уже гигантской компании Schwinn, заметил калифорнийские чопперы.


Вернувшись в Чикаго за тысячи километров, он построил такой же 20ти дюймовый велосипед и показал начальству сверхконсервативной корпорации. Босов не впечатлила новинка, но Эл настоял на своем. В июне 1963ого года первый Schwinn Stingray попал на прилавки дилеров по всей Америке. Эта модель имела ошеломительный успех, тысячи были проданы за первый месяц…началась новая эра в велосипедной истории.

В начале 90-х на ряду с круизерной линией, именитые фирмы производители, зарекомандовавшие себя на поприще велокастомайзинга, добавляли в модельный ряд, как правило несколько чопперов. Так появились знаменитые чопперы Felt Bandit, Nirve Switchblade, Electra Rat Fink, 3Gbikes Choppermeister. В наше время можно сделать уникальный велосипед на заказ у мастеров, известных на весь мир своими чудо-чопперами, например Марти Идена (Marty Eden) или Дона Чоппера (Don Chopper). Так же существуют организации поклонников этого вида велосипедов, которые каждый год собираются, чтобы продемонстрировать свои новые творения и поделиться бесценным опытом. Это такие клубы, как Freakbike Militia (FBM, Флорида) и SCUL (Subversive Choppers Urban Legion, Бостон).


Первым, кто предложил понизить клиренс автомобилей был Джордж Баррис (George Barris) – так в середине 60х свет увидел новое направление в кастомизации – лоурайдеры (low – англ. низкий, ride – англ. поездка). Как и в случае с чопперами, молодежь начала переносить основной принцип новой тенденции автокастома – занижение – на свои велосипеды. А что стояло у них в гаражах после велобума 63-го? Правильно все тот же Schwinn Stingray! Так в истории велокастомайзинга открылась новая страница низких , переделанных до неузнаваемости велосипедов – лоурайдеров.

Позже, на арену выходят латиноамериканцы. Эти велосипеды были особенно близки им по духу: обилие хромированных деталей делало их очень похожими на лоурайдер-кары. То есть это двухколесное чудо было маленьким прототипом чуда четырехколесного. Группа молодых East Los Angeles Chicanos начала еще больше модифицировать раму: заваривали пространство между трубами – так появлялось больше площади для нанесения аэрографии. Добавляли новые детали к оформлению: зеркала, витытые элеметы. И, конечно же, эти ребята старались сделать клиренс своих кастомов как можно меньшим – самым простым и действенным способом было выгибание передней вилки. О да, крутая длинная вилка-спрингер стала основополагающим элементом в постройке лоурадер-байка. От латиносов культура лоурайдинга начала покорять США, а потом и мир. Сейчас лоурайдеры особенно популярны среди хип-хоп субкультуры и даже проложили путь в гламурный R'n'B, где эти модные велосипеды заняли свое законное место среди бриллиантов и дорогих автомобилей.


В велокастом клубах принято поддерживать контакт между участниками, в этих целях организовываются круизы – совместные катания на велосипедах в колонне по предварительно обговоренному маршруту, открытия и закрытия круизных сезонов, соревнования по драг-рейсингу и кастомайзингу.

Кастомайзинг открывает для каждого человека неограниченные возможности для воплощения своих задумок, фантазий и проектов. Все, что для этого нужно – это желание, терпение, и ваш уникальных и полностью эксклюзивный велосипед готов!


Конечно, после всего пройденого вам захочется поделиться опытом и похвастаться результатом. А где это лучше всего сделать? Конечно в том месте, где соберется огромное количество единомышленников и таких же ненормальных, повернутых на великах психов, как ты! Именно поэтому уже несколько лет подряд в Европе и США проходят велокастом фестивали, на которых можно ознакомиться, как с новинками велоиндустрии, так и с уникальными работами умельцев со всего мира. Такие мероприятия притягивают сотни фанатов из самых отдаленных уголков планеты.

В Украине тоже есть свой велокастом клуб «Pride Kustoms». Находится он в Киеве. Также есть единомышленники в Чернигове и Одессе. Клубы- друзья это московский Р.А.С.Т.А.байк и амстердамский Chopperdome.

Источник информации:
pridekustoms.com
community.livejournal.com/pride_kustoms/
http://mag.pridekustoms.com
....так же стоит полистать еще несколько ссылок по этой теме:
http://mag.pridekustoms.com/ - первый журнал о кастом культуре в Украине
http://www.rastabike.com/ - Российская ассоциация самодельных транспортных аппаратов  
                                                        байков
http://www.choppersforlife.ru/ - все, что вы хотели знать про велосипедный кастом.